Положение о ККПИК

 Положение
о Координационной комиссии по проблемам изменения климата

1. Общие положения 

1. Настоящее Положение определяет правовой статус Координационной  комиссии по проблемам изменения климата (далее – Координационная комиссия) и регулирует вопросы его деятельности.

2. Координационная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, решениями Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является  Кыргызская Республика, и настоящим Положением.

3. Координационная комиссия осуществляет свою деятельность на принципах:

— законности;
— гласности и учета общественного мнения;
— коллегиальности, свободного обсуждения и решения вопросов.

2. Цели и функции Координационной комиссии

4. Основной целью Координационной комиссии является осуществление руководства и координация деятельности министерств, ведомств и организаций по выполнению обязательств Кыргызской Республики по Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (далее — РКИК) и Киотскому протоколу, направленных на стабилизацию концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.

5. Основные функции:

— руководство разработкой, периодическим обновлением, публикацией и предоставлением исполнительным органам РКИК требуемой отчетности;
— координация и содействие министерствам и ведомствам в организации разработок, выполнении национальных и, в соответствующих случаях, региональных программ, содержащих меры по смягчению последствий изменения климата путем решения проблемы антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, а также организации публикаций и регулярного обновления отчетов о ходе их выполнения;
— координация и содействие министерствам и ведомствам в организации разработок, выполнении национальных и, в соответствующих случаях, региональных программ, содержащих меры по содействию адекватной адаптации к изменению климата, а также организации публикаций и регулярного обновления отчетов о ходе их выполнения;
— содействие разработке, применению и распространению, включая передачу технологий, методов и процессов, приводящих к ограничению, снижению или прекращению антропогенных выбросов парниковых газов, адаптации к изменению климата, повышению потенциала страны в сфере изменения климата;
— координация и содействие рациональному использованию поглотителей и накопителей всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, а также, в соответствующих случаях, оказание содействия в их охране и повышении их качества;
— координация деятельности министерств и ведомств в части обеспечения учета факторов, связанных с изменением климата при проведении национальной, социальной, экономической и экологической политики; использование соответствующих методов с целью минимизации отрицательных последствий изменения климата для экономики, здоровья общества и качества окружающей среды;
— содействие организации проведения научных, технологических, технических, социально-экономических и других исследований, систематических наблюдений и создании банков данных, связанных с климатической системой и предназначенных для углубления познаний, а также в уменьшении или устранении остающихся неопределенностей в отношении причин, последствий, масштабов и сроков изменения климата;
— обеспечение координации в полном, открытом и оперативном обмене научной, технологической, технической, социально-экономической и юридической информацией, связанной с климатической системой и изменением климата, а также с экономическими и социальными последствиями различных стратегий реагирования;
— содействие организации мероприятий в области образования, подготовки кадров и просвещения населения по вопросам изменения климата и поддержки широкого участия заинтересованных сторон в этом процессе, в том числе неправительственных организаций;
— координация деятельности по подготовке и реализации проектов по адаптации к изменению климата, проектов по предотвращению изменения климата, включая Национально приемлемые планы по сокращению выбросов парниковых газов и проекты Механизма чистого развития; взаимодействие с потенциальными инвесторами по стратегическим вопросам (подписание меморандумов о взаимопонимании и других документов, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; утверждение проектной документации, включая контракты);
— координация и содействие в разработке нормативной правовой и инструктивно-методической документации, регламентирующей процесс управления действиями в области изменения климата.

6. Координационная комиссия обеспечивает информирование заинтересованных сторон и общественности о своей деятельности.

7. Координационная комиссия содействует вовлечению всех заинтересованных сторон в процесс выполнения обязательств Кыргызской Республики перед РКИК ООН.

8. Координационная комиссия имеет право:

— запрашивать и получать от государственных органов необходимую оперативную и статистическую информацию;

— привлекать специалистов государственных органов для научно-технической экспертизы климатических проектов;

— содействовать в организации и проведении совещаний, семинаров и конференций по проблемам глобального изменения климата в рамках своей компетенции.

 3. Организация деятельности Координационной комиссии

9. Председатель Координационной комиссии является национальным координатором по выполнению проектов Национально приемлемых планов по сокращению выбросов парниковых газов и имеет право подписывать официальные документы, требуемые при реализации данных проектов.

10. Заместитель председателя Координационной комиссии, руководитель уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды,  является национальным координатором по адаптационным мерам,  проектам Механизма чистого развития и имеет право подписывать официальные документы, требуемые при реализации проектов по данным направлениям.

11. Заседания Координационной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

12. Решения Координационной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих и вступают в силу после утверждения председателем Комиссии.

13. Решение Координационной комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов. Каждый член Координационной комиссии имеет один голос. При равном количестве голосов голос председателя считается решающим.

14. Принимаемые Координационной комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для всех государственных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере их ведения.

4. Рабочий орган Координационной комиссии

15. Рабочим органом Координационной комиссии на постоянной основе является Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики в качестве секретариата Координационной комиссии, в задачи которого входят организационно-техническое, информационно-аналитическое обеспечение деятельности Координационной комиссии и осуществление контроля  выполнения решений Координационной комиссии.

 Состав
Координационной  комиссии по проблемам изменения климата

Вице-премьер-министр Кыргызской Республики (курирующий вопросы охраны окружающей среды), председатель Координационной  комиссии по  проблемам изменения климата (далее — Координационная комиссия);

директор Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики, заместитель председателя Координационной комиссии.

Члены Координационной комиссии:

министр иностранных дел Кыргызской Республики;
министр экономики Кыргызской Республики;
министр энергетики и промышленности Кыргызской Республики;
министр здравоохранения Кыргызской Республики;
министр сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики;
министр транспорта и коммуникаций  Кыргызской Республики;
министр чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;
министр образования и науки Кыргызской Республики;
министр финансов Кыргызской Республики;
председатель Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики;
директор Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики;
директор Государственного агентства по строительству и региональному развитию при Правительстве Кыргызской Республики;
директор Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам  при Правительстве Кыргызской Республики;
президент Национальной академии наук Кыргызской Республики (по согласованию);
председатель Ассоциации «Возобновляемых источников энергии Кыргызской Республики» (по согласованию);
директор Центра по изменению климата (по согласованию).

 Справка- обоснование
к проекту постановления  Правительства Кыргызской Республики «О создании Межведомственной Координационной   комиссии по изменению климата»

В реализацию положений Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее-РКИК) и Киотского протокола к ней и для осуществления межсекторальной и межведомственной координации государственных органов исполнительной власти Указом исполняющего обязанности Президента Кыргызской Республики от 18 июля 2005 года УП №  281 был образован Национальный комитет по последствиям изменения климата (НКПИК), который в настоящее время упразднен Указом Президента Кыргызской Республики «О признании утратившими силу некоторых решений Президента Кыргызской Республики» от 25 июля 2012 года УП №  140.

В связи с этим, проект постановления  Правительства Кыргызской Республики «О создании  Межведомственной Координационной комиссии по изменению климата» (МККИК) разработан и внесен Государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики.

В целях повышения статуса МККИК и для вовлечения в разработку секторальных и национальных планов всех заинтересованных министерств и ведомств на уровне их руководителей, председателем МККИК предлагается определить Вице-премьер-министра Кыргызской Республики, который в соответствии с распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики от 27.09.2012г. № 733 координирует деятельность ГАООСЛХ, заместителем МККИК — директора ГАООСЛХ, так как распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 16.01.2006г. № 13-р ГАООСЛХ определено исполнительным органом по реализации обязательств Кыргызской Республики по международным природоохранным конвенциям, в том числе и Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Госагентство совместно с Центром по изменению климата (Центр) осуществляет функции постоянно действующего рабочего органа НКПИК и руководитель Центра являлся секретарем НКПИК, так как его экспертами, начиная с 2005 года, совместно с Госагентством выполняется основная деятельность по совершенствованию законодательства, институциональному укреплению и подготовке отчетности страны в области изменения климата, подготовлены первое и второе национальные сообщения об изменении климата, разрабатывается национальная стратегия по адаптации к изменению климата и проекты по сокращению выбросов парниковых газов в стране, начата работа по подготовке третьего национального сообщения об изменении климата.

Одним из основных обязательств Кыргызской Республики по РКИК и Киотскому протоколу, требующих осуществления специальных мер, является создание специального национального органа для учета наличия и движения квот парниковых газов, для реализации проектов по Механизмам чистого развития, Национально приемлемым планам — это комплекс мер и действий, предпринимаемых страной для сокращения выбросов в секторах экономики и Национальным планам по адаптации к изменению климата.

В соответствии с Положением ГАООСЛХ, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 февраля 2012 года № 123, ГАООСЛХ является государственным органом исполнительной власти по реализации политики и регулированию отношений в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и природопользования, а также осуществляет руководство и реализацию обязательств (в том числе совместно с другими заинтересованными министерствами и административными ведомствами) республики по международным глобальным конвенциям и договорам в сфере охраны окружающей среды. В этой связи, в проекте постановления предлагается определить постоянно действующим рабочим органом  МККИК Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики в качестве Секретариата Межведомственной Координационной  комиссии по изменению климата.

Дополнительно отмечаем, что принятие данного постановления не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.