Кыргызстан и изменение климата

Глобальная проблема изменения климата является одной из угроз экологической безопасности Кыргызской Республики. Несмотря на существующие социально-экономические проблемы, Кыргызстан осознает особую важность вопросов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и предпринимает все необходимые меры по выполнению положений Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола.

С момента ратификации Кыргызской Республикой Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) в мае 2000 года и Киотского протокола к ней в январе 2003г., в стране проводится целенаправленная работа по выполнению обязательств, взятых в рамках данных международных документов. Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (ГАООС ЛХ)  является ответственным исполнительным органом по реализации обязательств Кыргызской Республики по Рамочной конвенции об изменении климата и Киотского протокола к ней.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 ноября 2012 года № 783 образована Координационная комиссия по проблемам изменения климата (ККПИК) под председательством Вице-премьер-министра Кыргызской Республики, курирующего вопросы охраны окружающей среды. Основная цель Координационной комиссии — осуществление руководства и координация деятельности министерств, ведомств и организаций по выполнению обязательств Кыргызской Республики по РКИК и Киотскому протоколу.

Являясь Стороной Конвенции, Кыргызстан обязан периодически предоставлять Секретариату РКИК ООН отчеты (национальные сообщения), дающие полную оценку современного состояния страны по отношению к проблеме изменения климата. Поэтому, деятельность в области изменения климата началась с разработки и одобрения проектного документа «Помощь Кыргызской Республике в подготовке первого Национального сообщения в ответ на обязательства перед Конвенцией ООН об изменении климата». Проект выполнялся при финансовой поддержке Глобального Экологического Фонда (ГЭФ) и содействии ПРООН, и был успешно завершен в 2004 году.

В течение двух фаз проекта было подготовлено качественное первое Национальное сообщение по изменению климата, и Оценка технологических потребностей, в которой определены технологические потребности страны для снижения выбросов парниковых газов в секторах энергетики, лесного хозяйства, отходов (муниципальных и сельскохозяйственных) и строительства, и изучены барьеры, препятствующие успешному внедрению новых технологий.

Продолжением работы в области изменения климата стал проект «Помощь Кыргызской Республике в подготовке второго Национального сообщения в ответ на обязательства перед РКИК ООН», который выполнялся в период с 2005 по 2008 гг. Проект помог усилить технический и институциональный потенциал для внедрения вопросов изменения климата в секторальные и национальные приоритеты развития страны, а также для выполнения обязательств, взятых после ратификации РКИК ООН. В результате выполнения проекта была повышена осведомленность заинтересованных сторон и общественности в области изменения климата, усилен обмен информацией между ключевыми партнерами.

В настоящее время идет подготовка Третьего национального сообщения (ТНС) в рамках проекта ЮНЭП/ГЭФ «Содействие Кыргызской Республике в подготовке третьего национального сообщения по РКИК ООН». В подготовке ТНС заняты специалисты Центра по изменению климата Кыргызской Республики и независимые эксперты. В подготовке отчета активно участвуют министерства и ведомства, а результаты исследований будут внедрены в национальные и отраслевые планы и программы развития. В рамках этого проекта будет усилен технический и институциональный потенциал Кыргызской Республики.

Для того, чтобы обеспечить правовую основу развития страны в этом направлении и облегчить возможность получения международного финансирования, выполняется работа по совершенствованию законодательства КР. С этой целью внесены изменения и дополнения в целый ряд законов, таких как «О транспорте», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» и др., а также разработаны новые законы «О ВИЭ», «О энергетической эффективности зданий» и т.д. Более подробно о законодательной основе Кыргызской Республики в сфере Изменения климата в разделе сайта «Законодательство» .

В целях адаптации эколого-экономических систем к изменяющемуся климату и выполнения обязательств по РКИК ООН Кыргызстан разработал Приоритетные направления адаптации к изменению климата в Кыргызской Республике до 2017 года. (на выделенное название нужно прикрепить сам документ – он во вложении ) Данный документ предусматривает адаптационные меры по основным секторам: водные ресурсы, сельское хозяйство, здоровье населения, климатические чрезвычайные ситуации, лесные ресурсы и биоразнообразие.

Сегодня в Кыргызстане уже разработан первый секторальный стратегический документ — Стратегия и программа действий по адаптации к изменению климата в секторе здравоохранения, подготовленный при поддержке Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Также подготовлен Климатический профиль, который определяет  стратегическую цель страновой политики в области изменения климата. Данный документ является основой для разработки отраслевых программ по адаптации к изменению климата двух отраслевых министерств – Министерства сельского хозяйства и мелиорации и Министерства Чрезвычайных ситуации КР.

Больше информации о деятельности в сфере изменения климата – на официальном сайте ГАООС ЛХ

География и климат Кыргызской Республики